Воскресенье, 19.05.2024, 16:40
Воронежский охотничий портал
Главная | ТБ Водный и конный транспорт на охоте

Меню сайта

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ОХОТЕ > Водный и конный транспорт на охоте

Лодки. Очень много несчастных случаев на охоте и при переездах с места на место бывает при пользовании лодками. По большей части это происходит опять-таки по вине самих охотников, не знающих правил поведения в лодке и не учитывающих ее грузоподъемности и остойчивости, крепости весел или шестов, а также состояния погоды и величины водоема, через который приходится переплывать.

Прежде чем садиться в лодку, надо в первую очередь выяснить, на сколько человек она рассчитана, и, конечно, не допускать посадки в нее большего числа людей. Обычно при переезде через реку охотники рассуждают так: "Ну вот, стоит ли переезжать реку два раза. Вали, ребята, садись!" Садятся и на погруженной почти по самые борта лодке пускаются в путь. Делать это ни в коем случае нельзя, так как достаточно одного неосторожного движения, чтобы лодка накренилась и черпнула воды. Сидящие в ней, вполне естественно, откидываются к противоположному борту, лодка черпает и этим бортом, а так как она загружена сверх предела, то и погружается. Тогда все зависит от того, насколько глубок водоем, хорошо ли охотники умеют плавать и как далеко до берега. Не надо забывать также и о том, что в лодке приходится плавать ранней весной и поздней осенью, а на охотниках могут быть надеты ватные куртки и высокие сапоги. Вот тогда и попробуйте выплыть!

Во-вторых, надо проверить исправность весел, нет ли на них трещин и т. п., а также удостовериться, не течет ли лодка, и если замечена хотя малейшая течь, немедленно ее ликвидировать. Также следует проверить и конопатку. Небрежная конопатка, тем более неподходящим материалом, часто бывает причиной несчастья. Приведу случай, происшедший в довоенные годы в одном из подмосковных охотничьих хозяйств, где был ряд озер, на которых во время осеннего пролета останавливалось много водоплавающей дичи. Хотя пролет уже кончался, но утка задержалась на лесном озере, глубоком, с вязким дном; достать убитую и упавшую в воду птицу можно было только с лодки. Лодка на озере была старая, ненадежная, и начальник хозяйства дал распоряжение охотсторожу привести ее в порядок и хорошенько проконопатить. После охоты охотсторож с одним из охотников поплыли подобрать убитую птицу. Когда они отъехали от берега шагов на 120, мы увидали, что они начали фуражками отчерпывать воду из лодки. Потом, бросив фуражку, охотсторож стянул резиновый сапог и с лихорадочной поспешностью стал им вычерпывать воду, а охотник принялся грести к берегу. Все мокрые, они, наконец, добрались до берега и как раз вовремя - лодка уже погружалась. Оказалось, что охотсторож попросту заткнул щели мхом, а начальник хозяйства не проверил качества конопатки.

Особенно важно состояние лодки при плавании на больших открытых водоемах, где бывает сильное волнение. В очень ветреные дни на большие водоемы лучше не выезжать или же плыть под берегом, причем надо стараться держать лодку так, чтобы волна не била в борт. Для плавания на таких водоемах следует выбирать достаточно большую лодку, с высокими бортами и остойчивую. Большое влияние на остойчивость лодки оказывает расположение в ней груза. Чем ниже центр тяжести, тем остойчивее лодка, поэтому все вещи надо укладывать на ее дно.

При поездках по рекам с быстрым течением, порожистым и с каменистым дном надо выбирать лодку наиболее прочной конструкции с крепким, толстым дном и такими же прочными бортами (хотя бы в подводной части), которые могли бы выдержать перетаскивание через перекаты и удары о подводные камни. Охотникам, не владеющим в совершенстве управлением лодкой, вообще не следует переплывать через пороги, даже и небольшие. Лучше перетащить лодку волоком по берегу, потеряв на это какое-то время, чем потерпеть аварию и в лучшем случае лишиться части вещей.

Нельзя проходить через пороги с полным грузом и оставлять в лодке участников поездки, не знающих способов прохождения через пороги. Нельзя также проходить через пороги, не имея запасных весел или шестов и спасательных принадлежностей.

Если лодка сядет па мель при поездке по реке с каменистым или захламленным дном и придется вылезать из нее в воду, то не следует снимать обувь, чтобы не наступить босой ногой на острый камень или сук.

Для плавания в водоемах, густо заросших тростником, необходим челнок или узкая легкая лодка, на которых легче пробираться через тростник. Вместо весел в таких водоемах пользуются шестами (пропешками). От крепости шеста иногда зависит очень многое. Представьте себе, что, отъехав далеко от дома, вы сломали шест, проталкивая лодку через густой тростник. Во-первых, в этом случае очень легко упасть за борт, а во-вторых, сколько невероятных усилий потребуется, чтобы добраться до дома. И все это из-за какой-то трещины в шесте, которой вы не заметили, осматривая его перед выездом. Поэтому следует, в особенности при дальних поездках, брать с собой запасный шест или весло. Нельзя не указать еще на один момент, представляющий опасность для охотника при пользовании шестом. В некоторых водоемах дно бывает очень илистым, и при проталкивании лодки шест глубоко погружается в ил. Вытаскивая шест из ила, надо быть очень осторожным, так как при этом легко потерять равновесие и выпасть из лодки.

Крайне опасно падение из лодки на реке с быстрым течением в том случае, когда охотник плывет один, без товарищей. Течение сносит лодку с большой скоростью, и догнать ее вплавь, да еще в одежде, очень нелегко. Следует твердо запомнить, что забраться в лодку самому или втащить в нее товарища можно только с кормы или с носа. Цепляться за борт - это почти наверняка перевернуть ее. Если же лодка перевернулась вверх дном, влезать на нее нельзя, а надо, держась за борт, стараться подплыть к берегу.

Если лодка получила пробоину в подводной части, следует переместить груз таким образом, чтобы пробитое место оказалось над водой. Например: проломан правый борт у носа - в этом случае следует пересесть самим и переложить груз на корму и к левому борту, тогда нос и правый борт поднимутся над водой. Однако делать это надо осторожно, чтобы не перевернуть лодку. Если же пробито дно или борт у самого дна, надо постараться заткнуть дыру, хотя бы сняв с себя для этой цели куртку или другую одежду. Во всех случаях получения пробоины надо немедленно грести к берегу, одновременно вычерпывая воду из лодки. Здесь следует указать, что независимо от того, на каком водоеме или на какой лодке предстоит плавать, необходимо иметь с собой черпак для воды.

Главное же в случае аварии не поддаваться панике, во время которой люди топят друг друга и забывают, что в данном случае следует делать.

От пользования надувными резиновыми лодками лучше всего отказаться, так как всегда есть опасность пропороть лодку о камень или корягу. Известен не один случай гибели охотников, пользовавшихся такими лодками.

Не следует также пользоваться парусами, не имея навыка в управлении ими.

Необходимо упомянуть о том, что если приходится ночевать на воде в лодке на судоходной реке, надо зажечь фонарь и повесить или поставить его в лодке на видном издалека месте, чтобы другое судно не натолкнулось на нее.

Конный транспорт. Возможность несчастных случаев при переездах в санях или на телеге для самих охотников ничтожна. Больше страдают обычно вещи - возможна поломка ружей, потеря части вещей, в особенности при ночных поездках, и т. п. Нет ничего легче, как предотвратить все эти случайности. Первое и обязательное условие - не пользоваться пугливыми, упрямыми или плохо видящими лошадьми, второе - исправность повозки и, наконец, правильная укладка вещей.

Прежде чем усаживаться в телегу или сани, надо осмотреть, в порядке ли они, плотно ли прибиты доски телеги и не могут ли вещи провалиться между ними; в санях (розвальнях) необходимо постелить попону или какую-нибудь ветошь, иначе вещи легко могут выпасть. Все имущество должно быть тщательно уложено, чтобы вещи не тряслись и не подпрыгивали на ухабах. Особенно тщательно надо оберегать в пути ружья и укладывать их таким образом, чтобы они не бились одно о другое и не получили вмятин. Если есть опасность опрокинуться при крутых спусках и подъемах на телеге или в санях, следует слезть с них и взять с собой ружье. Нередко зимой охотники, захотев согреться ходьбой, пускают лошадь идти по дороге, а сами идут за ней. При этом лошадь (то ли она почувствует облегчение груза, то ли торопится домой) иногда вдруг пускается бежать вперед. Хорошо еще, когда ее удастся быстро остановить. А если нет? Да до дома еще километров пятнадцать, ночь уже наступила, мороз изрядный, и вещи и ружья к тому же в санях?.. Никогда нельзя также оставлять лошадь непривязанной без присмотра, она может чего-нибудь испугаться, броситься в сторону, растерять и поломать вещи.

Многие охотники, сойдя с поезда и отправляясь в путь, любят выпить "посошок" на дорогу, а если пьют сами, то, конечно, угощают и возницу. Вот от этого-то "посошка" и следует предостеречь охотников, он много приносит с собой бед и на охоте и в пути!

К верховой охотничьей лошади, помимо перечисленных, предъявляются такие требования: она не должна быть строптивой, слабоуздой или тугоуздой и спотыкливой. Последнее особенно важно при поездках в горах, где зачастую приходится пробираться по обрывам и кручам и падение лошади может привести не только к поломке ружья, но и к гибели всадника. При крутых или скользких спусках следует слезть с лошади, так как она может упасть и подмять под себя охотника. На крутых подъемах, когда лошадь приходится вести за повод, нужно быть очень внимательным, так как лошадь, поднимаясь рывками, может сбить ведущего ее. Само собой разумеется, что охотникам, не умеющим ездить верхом и не знающим правил седловки и обращения с лошадью, вообще не следует предпринимать дальних поездок верхом, особенно в сильнопересеченной местности. Ни к чему хорошему это не приведет.

При выборе вьючной лошади нужно обратить особое внимание на ее характер. Лошадь со строптивым характером под вьюк совершенно не годится, так как она лягается при вьючке и может причинить серьезное ранение охотнику.

Если охотники берут с собой собак, то надо выяснить, как лошадь реагирует на их присутствие. Встречаются лошади, которые не выносят собак, бьют их и кусают. Такие лошади, конечно, не годятся.

При всех видах транспорта (водном, конном и др.) собаки должны находиться в лодке, повозке или санях, а не бежать по берегу или дороге, так как никогда не исключена возможность нападения на них собак местных жителей или бродячих; поручиться же за то, что напавшая собака не бешеная, конечно, нельзя. Кроме того, при таком пробеге собаки могут намять себе ноги и надолго выйти из строя. Вспоминается случай, когда два охотника поехали в отпуск на охоту с подружейными собаками из Москвы в Кировскую область. Предстояло проехать около 25 км от станции до кордона, у которого предполагалась охота. Собаки не хотели лежать спокойно в телеге, и их пустили бежать по дороге, "чтобы они промялись", по выражению одного из охотников. Собаки прямо с лежки, попав в лес, "промялись" так, что, когда охотники на другой день собрались на охоту, ни одна собака не могла идти - у них оказалась стертой кожа на пальцах. Ноги у собак пришли в нормальное состояние только к концу отпуска.

Далее...


Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz